Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная активность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают общительность, чувство товарищества и другие нравственные качества.
Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно. В данном пособии приведены разнообразные подвижные игры, многие из них особенно полезны на открытом воздухе. Однако на занятиях, можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач.
Спортивные игры по сравнению с подвижными требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих.
В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, формирование духовно и физически развитого поколения, широкое привлечение соотечественников, особенно молодежи, к футболу – игре миллионов, виду спорта, занимающему особое место в нашей стране.
Мини-футбол является неотъемлемой частью социального института современного спорта. Являясь одним из молодых, но уже достаточно популярных видов спорта, мини-футбол активно развивается в последние десятилетия. Эта спортивная игра, сформировавшаяся как зальная модификация классического футбола, благодаря инициативе международной федерации футбола (ФИФА), создавшей в целом ряде регионов мира исторические и социально-экономические предпосылки, сегодня культивируется на всех континентах нашей планеты.
Не смотря на мировую популярность мини-футбола, поддержку государства, внимание средств массовой информации и сложившиеся традиции, имеет место невысокий уровень его развития и недостаточная вовлеченность представителей различных социально-демографических групп в занятия мини-футболом, как в целом в России, так и в небольших городах.
Цель исследования: изучить развитие мини-футбола на примере Балтасинского муниципального района.
Объектом исследования мини-футбол в Балтасинском районе.
Предмет исследования – физическая культура и спорт в системе муниципального управления.
Задачи исследования:
рассмотреть историю развития мини-футбола;
изучить вопросы теории и методики тренировки футболистов в мини-футболе;
провести анализ состояния развития мини-футбола в Балтасийском районе;
разработать программу соревнований по мини-футболу.
Практическая значимость. Исследования могут быть использованы в муниципальных районах с целью улучшения муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 История развития мини-футбола
Все начиналось в начале 80-х годов, когда международная федерация футбола (ФИФА) начала разрабатывать единые правила соревнований по мини-футболу. Однако в это время во многих странах мира правила игры постоянно менялись и корректировались по ходу проведения турниров. В середине 80-х годов для утверждения единых правил игры было проведено три экспериментальных международных турнира. Как уже отмечалось ранее, в 1989 году был проведен первый официальный чемпионат мира по мини-футболу, в котором приняли участие 16 сборных команд. С того времени чемпионаты мира начали проводить один раз в четыре года. Параллельно с этим в структуре международной федерации футбола был создан специальный комитет футзала. Спустя некоторое время специальные комитеты начали появляться в национальных и региональных федераций футбола. В отдельных странах начали появляться лиги футзала, ассоциации мини-футбола. Например, в Бразилии вообще была образована национальная конфедерация зального футбола. Следующим шагом было проведение европейской федерацией футбольных ассоциаций (УЕФА) Чемпионата Европы в 1996 году. Через 6 лет по инициативе УЕФА был проведен Кубок Европы среди клубных команд. Впоследствии данный кубок стал традиционным и стал проводиться ежегодно.
В своей статье Э.Г. Алиев [2, с. 79] пишет, что началом развития мини-футбола в нашей стране принято считать 1989 год, когда федерация футбола советского союза в своей структуре образовала комитет по мини-футболу. После распада СССР в 1992 году в России была создана ассоциация мини-футбола и собрана сборная страны для участия в различных соревнованиях. В 1994 году Российский мини-футбол вышел на новый уровень, футболистам присвоили статус профессионалов, у клубов, выступавших в чемпионате страны, начали появляться спонсоры, большое внимание уделялось развитию детско-юношеского спорта, развитию студенческого мини-футбола.
К 2005 году Чемпионат России становиться одним из самых сильных и привлекательных в мире. Благодаря этому футболисты нашей страны неоднократно становились призерами первенства Европы, а студенческая сборная трижды была на вершине пьедестала Чемпионата мира. Кроме того в 2005 году министерством был учрежден всероссийский проект «Мини-футбол в школу», «Минифутбол в вузы», чуть позже был разработан проект «Мини-футбол в ссузы». В настоящий момент данные проекты активно развиваются, ежегодно увеличивая количество участников [27].
При этом исследование Андреева С.Н. [3, с. 35] с соавторами выявили проблему формирования и развития мини-футбольных клубов в России. В ходе эволюции мини-футбола в организационный процесс постепенно проникали элементы профессионального спорта. Начало всему этому положило решение исполкома Российского футбольного союза в присвоении футболистам статуса профессионала, выступавших в высшем дивизионе и введение контрактной системы.
Затем отечественные клубы стали нуждаться в приобретении иностранных игроков, рост которых в высшем дивизионе нашей страны увеличивался с каждым годом. Так же важную роль в системе управления мини-футбольными клубами сыграл финансовый менеджмент, что является главным достоинством клубов высшего дивизиона страны и клубами первого дивизиона. Элементы профессионального спорта стали отличительной чертой в эволюции организационной деятельности мини-футбола. Андреев С.Н., отмечает, что неиспользование резервов и возможностей развития мини-футбольных клубов, могут повлиять на организацию педагогической системы. Для решения проблемы было организовано и проведено исследование, в котором приняли участия тренера, руководители и эксперты. Главной проблемой эксперты считают слабую заинтересованность физкультурно-спортивных организаций для улучшения организационной работы клубов, 76% считают проблему «очень важной», 16% считают «важно», и 18% «не важно».
3.2 Программа соревнований по мини футболу
Для участия в спортивных соревнованиях лица, проходящие спортивную подготовку должны соответствовать требованиям, предусмотренным соответствующим положением о соревнованиях и правилам мини-футбола. Помимо этого, следует:
• в должной мере выполнить план спортивной подготовки;
• успешно пройти предварительный спортивный отбор;
• иметь соответствующее медицинское заключение о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
• соблюдать общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями.
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с планом физкультурных и спортивных мероприятий и положениями соответствующих мероприятий.
Общее руководство организацией Соревнований осуществляют Министерство спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России), Министерство просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России), Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (далее – РФС) и Общероссийская общественная организация «Ассоциация мини-футбола России» (далее – АМФР).
Полномочия Минспорта России по организации и проведению Соревнований в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ) на текущий календарный год осуществляются ФГАУ Федеральная дирекция организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий.
Непосредственное проведение I-III этапов Соревнований осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Региональные федерации футбола, АМФР.
Непосредственное проведение IV этапа Соревнований осуществляют органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся соревнования, а также АМФР и Главные судейские коллегии (далее – ГСК), утверждаемые АМФР.
Соревнования на всех этапах проводятся среди команд обучающихся общеобразовательных организаций по четырем возрастным группам (отдельно мальчики и девочки):
I группа: 10 – 11 лет (2009-2010 годов рождения);
II группа: 12 – 13 лет (2007-2008 годов рождения);
III группа: 14 – 15 лет (2005-2006 годов рождения);
IV группа: 16 – 17 лет (2003-2004 годов рождения).
В заявочный лист команды в каждой возрастной группе могут быть включены участники младшего возраста (не более чем на 1 год).
Состав команды на I и II этапах определяется положениями, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав команды на III и IV этапах: 12 человек, в том числе 10 игроков (9 полевых, 1 вратарь), 1 тренер и 1 руководитель.
Игрок команды может быть заявлен только за одну общеобразовательную организацию, и внесен в заявочный лист только за одну возрастную группу.
Тренер и руководитель делегации должен быть постоянно работающим педагогом конкретной общеобразовательной организации (данная информация должна быть подтверждена на основании паспорта и копии трудовой книжки (трудового договора) тренера (руководителя), заверенная печатью общеобразовательной организации).
К участию в Соревнованиях допускаются исключительно те команды и игроки, которые прошли регистрацию (электронная заявка команды-участницы) на сайте АМФР (www.amfr.ru) до начала соревнований, но не 22 февраля 2021 года, а также были внесенные в систему «РФС ЦП», как игроки общеобразовательных организаций.
Ответственность за своевременную и правильную регистрацию игроков несут руководители команд и должностные лица соответствующих федераций футбола (ассоциаций мини-футбола, РО АМФР).
К участию в Соревнованиях на всех этапах не допускаются команды и учащиеся детско-юношеских спортивных школ всех категорий, академий футбола, футбольных школ олимпийского резерва, футбольных и мини-футбольных школ при профессиональных футбольных и мини-футбольных клубах, а также игроки принимающие участие в официальных соревнованиях, проводимых в рамках
Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России, и не исключенных из заявочного листа (не снятых с регистрации в системе «РФС ЦП»), в срок до 01 июня 2020 года.
В случае, если команда, или несколько игроков данной команды не зарегистрированы на сайте АМФР и (или) не числятся в системе «РФС ЦП», решение по допуску данной команды на соревнования общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу» принимается ГСК Соревнований по согласованию с АМФР.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 25.05.2020).
2. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал) как новый феномен в современной сферы спорта // Научно-теоретический журнал « Ученые записки ».- 2014.- №8(114). - С. 7-9
3. Андреев С.Н., Левин В.С., Еременко К.В. Организационные проблемы эволюции мини-футбольных клубов // Научнотеоретический журнал « Ученые записки ».- 2008.-№4(38).- С. 3-5
4. Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – URL: https://baltasi.tatarstan.ru/ (дата обращения 3.06.2020).
5. Болотин А.Э., Аганов С.С., Попов А.В. Самостоятельная физическая тренировка судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий // Санкт-Петербург, 2019.
6. Болотин А.Э., Аганов С.С., Попов А.В. Самостоятельная физическая тренировка судей по мини-футболу // Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2019.
7. Велиева Т.М. Проектирование спортивных площадок для мини-футбола // В сборнике: Актуальные проблемы физического воспитания студентов. Материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 43-45.
8. Волков, В. Ю. Физическая культура: учеб. пособие / В. Ю. Волков, JI. М. Волкова: Изд-во СПбГПУ, 2012. – 323 с.
9. Волков, Л.H. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. H. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2014. – 294 с.
10. Волков, Н. С. Этапы отбора в спортивных играх / Н. С. Волков. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 127 с.
11. Воронов, Н.А. Значение физической культуры и спорта в жизни человека / Н.А. Воронов, И.В. Козниенко // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 11 (52). – С. 52-54.
12. Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки / Всесоюз. науч. исслед. ин-т физ. культуры / под ред. Н. Д. Граевской, В. А. Геселевича, П. И. Готовцева. – М., 2014. – 110 с.
13. Гагин, Ю. А. Математический минимум и максимум в педагогических исследованиях: метод, пособие для аспирантов и соискателй / Ю. А. Гагин. – СПб., 2015. – 87 с.
14. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6–9 лет. – М.: Граница, 2008.
15. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: Советский спорт, 2010.
16. Грачев А.С. Тактическая подготовка мини-футбольных команд в тренировочном процессе не физкультурных вузов // - Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. – 150 с.
17. Грачев А.С., Хабибулин К.Р. Методика обучения атакующим технико-тактическим взаимодействиям в мини-футболе // Научный журнал Дискурс. 2019. № 2 (28). С. 87-102.
18. Даниленко, А.В. Значение физической культуры для формирования здорового образа личности / А.В. Даниленко, А.Н. Герасевич // Наука-2020. – 2016. – № 1 (7). – С. 6-11.
19. Драндров Г.Л., Плешаков А.А., Сафронов Е.Л. Техникотактическая подготовка квалифицированных команд по мини-футболу на основе игровых упражнений : Состояние проблемы и перспективы ее решения // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 4 (88). - С. 112-116.
20. Дубкова Е.С., Гардагина Л.Г., Карпинский А.А., Карпинская Н.И. Анализ участия сборных команд технических вузов по мини-футболу в спортивных студенческих играх // Высшее образование сегодня. 2019. № 2. С. 59-62.
21. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. ФиС, 1991 г.
22. Журавлев С.А., Кривенда В.С. Физическая подготовка студентов-спортсменов специализирующихся в мини-футболе // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2-4 (46). С. 69-73.
23. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных футболистов // Теория и методика футбола. – М.: Олимпия, 2007.
24. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Олимпия; Человек, 2007.
25. Куликов А.В., Ткаченко Ю.А. Развитие гибкости у обучающихся мини-футболом // В сборнике: Инновации в науке: пути развития. материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 103-105.
26. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010.
27. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол - игра для всех // - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
28. Николаев И.В. Влияние иностранных игроков на развитие российского мини-футбола // Синергия Наук. 2019. № 31. С. 936-938.
29. Парфенов А.С., Мышкин А.И., Старовойтов Ю.Н. Мини-футбол в вузе // Наука-2020. 2019. № 2 (27). С. 92-96.
30. Петько С.Н. Контроль физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов в мини-футболе // Культура физическая и здоровье. - 2008. - №5. - С. 39-41
31. Полозов А.А. Мини-футбол. Новые Технологии в подготовки команд / /- М.: БИФ, 2007. - 185 с.
32. Полуренко К.Л. Модельно-целевая программа технико-тактической подготовки студенческих команд по мини-футболу, Вестник НГУ. Серия: Педагогика. Том 8, выпуск 1, - 2007. - С. 18-22
33. Приказ №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013г.
34. Рами Заул. Анализ технико-тактических действий в минифутболе (футзале) в зависимости от спортивной квалификации команд // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 88-90
35. Соловьев М.М., Святченко П.Б., Давыдов М.В., Чёмов В.В. Развитие специальной выносливости в мини-футболе с использованием средств и методов лёгкой атлетики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 322-325.
36. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р).
37. Троицкий В.И. Организация занятий мини-футболом во внеурочной деятельности младших школьников как средство их физического развития // В сборнике: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ. сборник статей Международного научно-методического конкурса: в 2 частях. МЦНП «Новая наука». 2019. С. 492-493.
38. Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010.
39. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
40. Харченко Е.В. Особенности проведения занятий в школьной секции по мини - футболу с детьми 11 - 12 лет // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 51-54.
41. Шумилов А.Ю., Грачев А.С. К вопросу использования игры мини-футбол в рамках дисциплины «Физическая культура» // «Дискурс». – 2017. – 3 (5). – С. 61-65